Единая информационная служба
8(342)259-18-23
Наши адреса:
г.Пермь, ул. Горького,21
г.Пермь, ул. Советской Армии, 4 ПДНТ "Губерния"
г.Пермь, ул. Уральская,93 КДЦ Мотовилиха
Лицензия № 3793 Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края.
Нам 20 лет!

Первые шаги

программы для дошкольников
от 1 до 7 лет

Шаги к успеху

программы для школьников
от 7 до 16 лет

Мастерская успеха

программы для взрослых

от счастливого ребенка к успешному взрослому
Как стать нашим клиентом?

Публикации

 

raspisanieeeee-2.png

eto_interesno.png

 

sertifikat.png

 

Мы вконтакте:

vk.jpg

Задать вопрос

Имя
Email
Сообщение


ценности семьи и рода

Назад

СЕМЬЯ – НАЧАЛО МУДРОСТИ 

Казакова Лариса Викторовна,психолог-консультант

Тончайшие и потому самые устойчивые движения души каждого, проявляющиеся как его убеждения, возникают в сокровенном общении с другим человеком. Такое общение, независимо от воли людей, происходит в семье. Основы жизненной позиции людей закладываются чаще всего здесь. Как бы это ни казалось странным, но через супружеские отношения, через отношения родителей и детей в человеке реально воплощаются ведущие идеи общества и времени. История показывает, что так было в прошлом. Действительность показывает, что так есть сейчас.

Что может сделать семья для маленького человека?

Порассуждаем на эту тему.

Семья – это маленькое государство. Каждый из членов семьи, выполняя «государственные» обязанности,

-       может научиться быть хозяином, расчетливым и практичным;

-       может научиться быть свободным и давать свободу близкому и дорогому человеку в маленьком государстве;

-       в семье человек  усваивает наиболее полно опыт и знания предыдущих поколений, потому, что они передаются ему лично и с большой любовью;

-       в семье человек может ощутить силу единства двух начал – мужского и женского, ощутить силу этого соединения;

-       только в семье познается, раскрывается и рождается большое чувство под названием любовь в самом широком понимании этого слова: любовь к родителям, к братьям и сестрам, к родине, к миру.

Думаю, что вы уже произнесли про себя, а может быть и вслух, слова: нереально, идеалистично или что-нибудь подобное. Конечно, вы правы – точно так не бывает. Однако самые острые проблемы нашего времени: преступность (в том числе, детская), наркомания, компьютерные дети – все это в большой степени результат ослабления семьи, как некой самой маленькой ячейки общества, где впервые возникают и закрепляются основы человеческого отношения к человеку, где фокусируются и становятся предельно конкретными все нити социальных отношений. Как преломятся они – сквозь чуткую обращенность к другому человеку или через утверждение себя в мире? Что реально можно сделать в современной семье, чтобы у подростка, спешащего стать взрослым, не появилась потребность искать уголок отдохновения для души (как он думает) в алкоголе, наркотиках, виртуальной жизни?

Каждому человеку, большому и маленькому, сильному или слабому иногда бывает плохо, тяжело, тоскливо. Ему хочется найти укромное местечко, чтобы согреться, отлежаться, набраться сил. Речь идет, конечно, не только и не столько о физическом состоянии, но более о душевном.

Таким местом для человека может стать дом (или родительский дом). Но многие ли из нас могут похвастаться, что родители - их лучшие и самые надежные друзья? Боюсь, что нет.

Как же нам, не имеющим собственного положительного опыта, суметь стать друзьями со своим ребенком?

Есть такое выражение: до пяти лет обращайся с ребенком как с царем, до двенадцати как со слугой, а с двенадцати как с другом. Каждый понимает это по-своему. Скажу о главных моментах своего понимания.

Возраст до пяти лет – период наиболее интенсивного развития ребенка. Не будучи грамотным психологом или педагогом (что также не гарантирует отсутствие ошибок в воспитании), любой родитель может помочь ребенку развить основы всех качеств, которые дала ему природа. Как? В первую очередь с помощью внимательного наблюдения за возникающими и постоянно меняющимися желаниями и потребностями маленького человека. Родителям остается только помочь ребенку реализовать его желания, расширяя с каждым разом возможности для этого.

 Простым примером может стать рисование. Наличие карандаша или мелка в пределах досягаемости ребенка может сначала привести к случайным линиям, так называемым «почеркушкам». Если мы будем восхищаться полученным эффектом, побуждая ребенка к продолжению: «еще, еще!», пока не заметим первых признаков потери интереса (очень важно не доводить до пресыщения), то через некоторое время настанет момент, когда ребенок снова захочет испытать приятные ощущения. Вовремя увидеть повторно возникший интерес, поддержать его, иногда самому включаться, демонстрируя ребенку и свое удовольствие, менять время от времени обстоятельства этого увлекательного занятия – вот те условия, что обязательно разовьют интерес ребенка к художественной деятельности, а в более старшем возрасте могут стать основой специального обучения. Важно только, чтобы постараться удовлетворить интерес, любопытство ребенка именно тогда (во всяком случае, по-возможности), когда оно появилось, а не по расписанию, составленному взрослыми (в редких занятиях по расписанию, если они все-таки появляются в жизни ребенка, необходимо в первую очередь этот интерес возродить).

 Именно эту особенность развития в раннем возрасте отражает, на мой взгляд, формулировка «как с царем»: заниматься только тем, что интересно, и только тогда, когда хочет. Этот принцип ни в коем случае не означает отказа от научения ребенка гигиеническим навыкам, самообслуживанию в пределах его возможностей (сам кушает, сам одевается, сам убирает игрушки и многое еще), как не означает он и вседозволенности в отношениях к другим людям (кричит, дергает за волосы,  требует во что бы то ни стало купить игрушку и т.п.).

 Возраст от пяти до двенадцати особенно эффективен для накопления душевных сил и развития совершенно необходимых для жизни качеств – воли и ответственности. Если в предыдущем периоде главным двигателем развития было «хочу», то сейчас необходимо успешно пройти период освоения понятия «надо» (постепенно включать элементы этого нужно и в более раннем возрасте). Именно это имели в виду авторы формулировки «как со слугой». Ведь слуга должен делать все, что ему вменено в обязанность, не зависимо от настроения и желания. По существу, задача воспитания в этом периоде состоит в том, чтобы ребенок постепенно совместил в своем сознании «надо» и «хочу», чтобы никакая деятельность по необходимости не вызывала в нем отторжения и сознательного сопротивления. «Как со слугой» не означает высокомерного отношения взрослых, ультимативных требований и других насильственных методов воспитания. Нет. Лучшими способами здесь могут быть признаны: совместная деятельность с распределением обязанностей и обязательным самоконтролем; выполнение каких-либо ежедневных действий в одно и то же время (элементы распорядка дня);  привлечение к  помощи взрослым в бытовой ситуации; а также игры с правилами. Добровольное и осознанное соблюдение правил во время игры может очень облегчить вхождение ребенка в школьную жизнь. В этом периоде важнейшей задачей родителей является соблюдение двух принципов:

-        обучения новому виду деятельности. Вначале любая деятельность выполняется совместно, причем ребенку доверяется делать только то, что он реально может. При повторении ребенок уже сможет чуть-чуть больше, наконец, настанет время, когда помощь взрослого будет не нужна. Если при этом любое продвижение ребенка будет признаваться успехом и подтверждаться соответственными эмоциями взрослых, то обучение пойдет быстро, а ребенок будет расти уверенным в себе, так как усвоит, что постепенно он может научиться всему, и не уметь чего-то делать не стыдно, так как при желании всегда можно научиться.

-        Доведения дела до конца.  Конец – всему делу венец. Это важнейшее условие появления таких качеств, как воля и ответственность. Окончанием дела не всегда может быть какой-то реальный результат. Это может быть занятие чем-либо в определенный период времени. Например, ежедневно, в одно и то же время по 15 минут заниматься английским, или проходить в выбранный кружок до конца четверти. Главное, чтобы эти условия были полностью приняты ребенком или даже заданы им самим. Конечно, вначале ребенку нужна будет помощь родителей, даже просто моральная поддержка, но результат того стоит. (Ты уже становишься взрослым, т.к. умеешь выполнять свои обещания,  держать свое слово!)

И вот, наконец, наступает период отношения «как с другом». Вы заметили, наверное, что первые два периода весьма не просты для родителей. Приходится все время помнить, какую воспитательную задачу ты решаешь и частенько просто заставлять себя проявлять волю и ответственность, чтобы слова не расходились с реальной жизнью, что особенно важно для ребенка – он очень чувствует фальшь, хотя в силу возраста может еще не осознавать ее.

Если все же удалось успешно пройти все трудности периода до 12 лет – ребенок вам доверяет, вы тоже считаетесь с его мнением, считаете возможным, чтобы ваши взгляды на жизнь не во всем совпадали, но при этом всегда готовы выслушать и обсудить, высказать свое мнение, но решение оставить за ним – вы приобретете надежного друга в лице ребенка. 

От того, как понимают назначение семьи взрослые, зависит не только атмосфера и климат семьи, но и то, какие люди выйдут из нее в общество

 Семья была наиболее распространенной формой воспитания подрастающего поколения в России прошлой эпохи.

Почему?

Россия была страной по преимуществу крестьянской. Совместный физический труд в большой семье часто был необходимым условием выживания. В процессе совместного труда и проживания (под одной крышей могли жить до четырех поколений) старшие передавали младшим различные жизненные навыки, определенные моральные обязанности. Дети постепенно усваивали уроки построения семьи, быта, отношений.

 Род воспитывает уважение друг к другу, почитание старших, а это необходимое условие духовного развития. Силы и энергии, вложенные в построение этих отношений, окупаются сторицей.